Гладких Людмила Николаевна – основатель художественной студии керамики «Весна» в ДЮЦ «Ровесник» Управления образования администрации г. Костромы (1994 - 1999 г.), на базе которой был открыт Культурно-просветительский центр имени Ефима Честнякова. С 2000 по 2008 г. Людмила Николаевна - руководитель Центра, ведущий педагог по петровской традиционной глиняной народной игрушке и керамике в целом, методике воспитания детей в театральной деятельности на основе педагогических принципов Е.В. Честнякова.

Творческий коллектив Центра - победитель пятого международного фестиваля «Дети и экология: ХХI век» в номинации «Самая добрая выставка», обладатель главного приза фестиваля «Хрустальная черепаха» (2002 г. г. Саранск).

В художественной студии «Весна» за 14 лет подготовлено 11 юных мастеров петровской народной игрушки (8-10 лет обучения) с вручением свидетельств «Юный мастер».

Они единственные на костромской земле.

Это:

Ситников Александр, 1986 г.р., 9 лет обучения.

Булатов Сергей, 1987 г.р., 10 лет обучения.

Рыжов Дмитрий, 1986 г.р., 9 лет обучения.

Губанов Михаил, 1986 г.р., 7 лет обучения.

Никитина Алёна, 1986 г.р. 8 лет обучения.

Бусель Кристина, , 8 лет обучения.

Овсянов Артём, 1991 г.р., 7 лет обучения.

Мокина Светлана, 1993 г.р., 8 лет обучения.

Королёв Алексей, 1993 г.р., 6 лет обучения.

Одинцов Александр, 1993 г.р., 6 лет обучения.

Соловьёв Денис, 1995 г.р., 6 лет обучения.

Деятельность Центра неоднократно освещалась по телевидению и радио, в периодической печати и специальной литературе (научно-популярный журнал «Народное творчество №6 - 1999г., №3 - 2003г., №6 - 2004г., №2 - 2007г., журнал «Мурзилка» №12 - 2003г. и др.). Коллектив Центра – дипломант и лауреат городских и областных литературных конкурсов, регионального фольклорного фестиваля «Щедрое яблоко», областных конкурсов «Удивительные ремёсла Костромской земли». Воспитанник Гладких Л.Н. Булатов Сергей (10 лет обучения) - лауреат Седьмой областной научной выставки-конференции «Шаг в будущее» - диплом I степени (2004г. Кострома), а также участник Одиннадцатой Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» - диплом II степени (2004 г. Москва). Тема научного труда Сергея "Исследование и возрождение создания традиционной народной петровской игрушки".

В выставочном зале КПЦ им. Е.В.Честнякова создана композиция «Сказочная костромская земля» (более 2000 экспонатов) из обозжённой глины образцы памятников своему родному городу Костроме, Ефиму Честнякову, Петровской глиняной игрушке…К 850-летию города всем коллективом детей и взрослых в течении полутора месяцев шла кропотливая работа по созданию глиняных штор!!! ( в выставочном зале «Символ России», в керамической мастерской - «Подводный мир»). Аналога такому экспонату коллектив не знал.

Л.Н. Гладких – педагог высшей категории - награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ (2001 г.), нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ» (2005 г.), медалью «Лауреат Всероссийского выставочного центра» (2007 г.), дипломом Лауреата областной премии им. Е.В. Честнякова в номинации «Живое наследие» (2009 г.), Благодарственными письмами Обл. Думы и Ремесленной палаты за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодёжи при подготовке научных работ, за вклад в развитие и сохранение исконных народных художественных промыслов и ремёсел, за работу по воспитанию подрастающего поколения в духе народных традиций и культуры.

С 1 сентября 2008 по10.08.2009 г., находясь на заслуженном отдыхе, Гладких Л.Н. продолжила работать (на общественных началах) методистом дополнительного образования отдела образования администрации Вохомского района Костромской области (с 1.09.2008 г. по 10.08.2010 г.). Открыта мастерская глиняной игрушки в ср. школе пос. Малое Раменье. Педагог Герасимова Лилия Анатольевна.

С сентября 2009 г. в деревне Шаблово на родине Е.В.Честнякова открыта мастерская-выставка «Шабловская игрушка». Автор-педагог Л.Н. Гладких.

 

"Образы шабловской игрушки зародились ещё в художественной студии керамики «Весна» при изучении коллективом творческого наследия Ефима Честнякова. «Глиняное тесто» для шабловской игрушки-свистульки выполняется из местной глины и родниковой воды. Обжиг идёт в русской печи. Красочные глиняные изделия уже начали своё путешествие по России и за её пределами.

В настоящее время идёт работа коллектива над сказкой-представлением «Чудесное яблоко» с глинянками на колёсиках, идею которой подсказал сам Ефим Честняков в своём живописном полотне «Детские забавы», где у него и сани, и лошадь, и дети в саночках - все на колёсиках. Думаем, что такой приём постановки сказки мог использовать только «Рыцарь сказочных чудес», как шутливо называл себя сам художник. А может быть это очередная загадка-подсказка Ефима детям будущего, и мы её разгадали?

Это сказка о Нас. О нашем совместном вдохновенном труде детей и взрослых, который превращает часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения.

Работа над постановкой позволяет каждому из нас взглянуть на себя как бы со стороны, лучше ощутить жизнь - ту, что есть, и ту, что может быть. Только «…надо жить, кипеть светлым, светлым ключом…» (Е. Честняков).

Смысл сказки «Чудесное яблоко» - глубокий символический намёк на общее довольство, на народное счастье."

Л.Н. Гладких.

Премьера сказки-представления "Чудесное яблоко" состоялась 19 декабря 2011 года (день рождения Ефима Васильевича Честнякова) в мастерской "Шабловская игрушка".

Газета "Кологривский край" от 24 декабря 2011 года, статья "Есть в деревне свой театр" http://www.kologriv.su/_private/kul59.htm

 

 

 

Анонс:

«Петровская народная игрушка сегодня»

Составитель статьи Гладких Л.Н. 2009 год.

 

Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах (больших, малых и совсем  крошечных) трудились две тысячи гончаров. Название былых ремесел сохранилось в именах улиц  - Кирпичная, Горшечная…  Костромские глины  -  на любой вкус и потребу. Таковы  уж геологические особенности края.

Особенно славилась своими мастерами-гончарами Сусанинская, тогда ещё  Молвитинская земля. Этим промыслом здесь зарабатывали на жизнь.  Лучшие гончары  жили в деревне Петровское. В конце XIX  века все  27 дворов этой деревни занимались гончарным промыслом.  С появлением более прочной посуды промысел стал угасать. Лишь в двух деревнях Петровское и Сергеево мастера П.А. Иванов (1908-1984 г.г.) и А.В. Зайчиков (1902-1979 г.г.) продолжили изготавливать  посуду традиционным способом, используя два типа кругов: «лёгкий» и «тяжёлый», обжиг в русской печи и изготовление посуды налепом. Но лепили здесь заодно с горшками и  весёлые пронзительные свистульки.

Павел Алексеевич Иванов впервые  взялся за глину в 9 лет. Отец его, Алексей Иванович, всю жизнь гончаром работал, делал  посуду и игрушки. Мастер был отменный. Паша глядел, перенимал и в совершенстве овладел «горшечным» мастерством. Более 100 предметов делал отец:  кувшины, умывальники, мясницы, дегтяры… Разную посуду и всё в избе делал, где жили. Все четыре старших брата  Павла – Николай, Василий, Иван и Михаил тоже были гончарами.

Павел Алексеевич был инвалидом с детства. Но не лежал на печи, а трудился в колхозе. Был не только гончаром, плотником, столяром  - 33 года проработал  колхозным кузнецом. А с уходом на пенсию в 1972 году изготовление игрушек стало его главным и любимым занятием.

Небольшие простые свистульки – это игрушки для детей, а игрушки высотой 14-17 см (статуи, как он их называл) – для взрослых. Увеличение размеров народной игрушки не нарушало традиции. И малые, и большие изделия отличает идеальное чувство меры и вкуса, законченность форм и точность раз и навсегда найденных пропорций. Павел Алексеевич долгое время делал  игрушки по заявкам Художественного фонда России и коллекционеров, создал около 500 видов посуды высочайшего класса.

Коллективность творчества – характерная черта народного искусства. Игрушки же петровского  мастера отличает то, что они изначально не являются произведением коллективного творчества. Это работа и поиск одного мастера. Но, тем не менее, мастер создал прекрасный образец народного искусства. Иванов безошибочно выбрал именно народные  образы  для своих работ.  Это животные, птицы, мужские и женские фигуры, гармонисты, балалаечники. Его игрушки  поражают  простотой, выразительностью форм, которая передаёт самое характерное и значительное.  Мастер не использует для декорирования краски,  он создаёт декор, используя приёмы украшения гончарных изделий. У его игрушек лёгкий зеленоватый цвет глины после обжига (от свинцового сурика). Он характерен для каждой его игрушки и остается неизменным. На каждой игрушке узор тиснением, который издревле идёт для украшения керамической посуды с использованием примитивных инструментов (веретено, деревянный нож). Для нанесения более сложных и богатых узоров петровские гончары использовали для украшения изделий штампы или «писки», как их называли. Они делались из глины или дерева. Глиняные - покрывались суриком и обжигались. Форма  писок была разнообразной: овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные. Распространёнными мотивами орнамента писок являются мотивы ёлочки. Сам рисунок так же несёт символический характер (мотивы солнца, дерева и др.).

Каждую игрушку мастера отличает постоянный размер, который может быть  незначительно изменён и  постоянный узор, состоящий из одних и тех же элементов. Чётко выработана стилизация формы, которая постоянна в каждой работе. Всё это ставит игрушку П.А. Иванова на отдельное место по своей самобытности среди других народных игрушек.                     

Павел Алексеевич, единственный хранитель традиционного петровского искусства, умер в 1984 году, не оставив последователей. Но своими игрушками, созданными с 1972 года по 1984  год, он продолжил развитие одного из угасших на костромской земле   традиционных  игрушечных промыслов – петровского.  Не случайно петровскую игрушку часто  называют  ивановской.

Позднее несколько костромских мастеров продолжили его дело. Умеют делать  славные петровские игрушки-свистульки и мои воспитанники, первые и пока единственные «юные мастера» - гордость земли костромской, выпускники художественной  студии керамики «Весна» Культурно-просветительного центра имени  Ефима Честнякова. Их  11 человек (9  юношей и 3 девушки).

 

Недавно я вновь побывала на родине петровской игрушки и впервые встретилась с Вячеславом Павловичем Ивановым. Он проживает в селе Буяково. Всю жизнь проработал в колхозе. В настоящее время на пенсии. Вот что он мне рассказал.

В начале 90-х годов решил он возродить у себя на родине дело, столь любимое отцом. Долго не решался: многие секреты отца трудно было вспомнить, да и практики в гончарстве никакой не было. Только приходилось наблюдать, как делал игрушки искусник-отец в период возрождения игрушечного промысла. И всё же решился, накопал и привёз глины. Вылепил первые игрушки-свистульки. Облил их оставленной ещё отцом глазурью. Потом ещё игрушки и ещё. Их стали охотно приобретать. У Вячеслава Павловича игрушка совсем другая, не такая как у отца. Она более архаична. Наверное, в ней есть что-то общее с теми игрушками, которые делал ему в детстве отец, а может даже дед.

Русские печи в деревне Петровское во всех избах были глинобитными. Размер печи приблизительно был 3 на 4метра. В глину для прочности печи добавлялась соль. В такой печи размещалось до 100 изделий (посуда). Делала такие печи за один день бригада в количестве 5-6 человек. Один сидел в печи для внутренних работ (его все называли «дядька Вася»), а остальные работали снаружи. Гончаров называли сажеедами.

Вся округа брала глину только в деревне Петровское. Глубина ям по добыче глины доходила до 3-х метров. Одна яма была на троих, четверых гончаров. Делали подкопы и со стороны, для безопасности. Ведрами на веревке доставали глину на снег, сбивали её в круглую толстую лепешку, надрезали топориком крест и оставляли на улице промерзать. Гончары начинали работать с октября месяца и до Пасхи. При сушке изделие не вело, так как глина в деревне Петровское была нежирная. Ничего в неё не добавляли и ни с какой другой глиной не смешивали. Для игрушек и посуды использовалась глина одна и та же. Цвет глины до обжига был светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый.

Когда в избе готовили глину, то делали это тайно и случайного прохожего не впускали. Из-за конкуренции бросят горсть льняного семени в глину, а оно незаметное. Вся партия горшков потеряна.

В свинцовый сурик ничего не добавляли. Покрытые им изделия, просушивали ночь в хорошо натопленной русской печи, а утром затапливали печь еловыми дровами вместе с изделиями. Ёлка даёт много угля. Топили один час. Закрывали печь, как это обычно делают. Вынимали игрушки на следующий день.

Об отце Вячеслав Павлович отзывается очень тепло: «Спокойный, безобидный человек был, никогда никому не нагрубит. Верующим был. Два раза в год в Ильинскую церковь ходил в село Григорово на Рождество и на Пасху. Очень жаль, что ни одной фотокарточки отца у нас не осталось».

О праздниках с игрушками никто из сторожилов не помнит.

         О времени возникновения промысла у населения сведений нет.

вся статья целиком с иллюстрациями имеет размер порядка 10 Мб и не может быть размещена на сервере narod.ru.

В виде файла Word можно скачать на http://files.mail.ru/KPUYYX  или http://vk.com/doc-30754119_44172279?hash=86c65db8518d61378c


   
Сайт создан в системе uCoz