Ефим Васильевич Честняков

 

 

 

«Ефим Васильевич Честняков родился 19 (31) декабря 1874  г. в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии в крестьянской семье.

В 1894 г., окончив учительскую семинарию в селе Новое Ярославской губернии, получил звание народного учителя. Работал на поприще народного образования в Ярославской и Костромской губерниях.

Одновременно много рисовал и писал акварелью и маслом, настойчиво занимался самообразованием, уделяя особое внимание мировоззренческим и социальным вопросам. Мечта стать художником привела его в Санкт-Петербург.

С конца 1899 г. в течение двух лет учился живописи в Санкт-Петербурге в благотворительной художественной мастерской кн. М.К. Тенишевой под общим руководством И.Е. Репина; затем был принят в Высшее художественное училище при Академии художеств (вольным слушателем), выезжал в Казань для учебы в натурных классах Казанской художественной школы. Его учителями были известные русские художники-педагоги: Д. Кардовский, П. Мясоедов, В. Савинский, Я. Ционглинский, Д. Щербиновский, Х. Скорняков. Все пять лет учебы молодой художник испытывал крайний недостаток денежных средств, при этом помогал деньгами своим родителям и младшей сестре в деревне. Материальные затруднения заставили его в 1905 году, не завершив художественное образование, вернуться из столицы на родину. В Шаблове стал жить на родительском подворье крестьянским трудом, писал картины, стихи и прозу, освоил искусство малой керамической скульптуры, занимался просвещением среди крестьянских детей.

 

 

В 1913 году Е.В. Честняков вновь приехал в Петербург и пытался добиться широкого признания своего изобразительного искусства и литературных опытов. Был тепло принят в среде, которая сосредотачивалась вокруг И.Е. Репина, А.М. Горького, К.Н. Чуковского. Однако  в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны вернулся в родную деревню и уже не выезжал из Кологривского уезда до своей кончины.

После 1917 года Е.В. Честняков предпринял попытку совместить свои представления о путях построения универсальной крестьянской культуры и принципы синтетического искусства, положенных в основу его творчества, с политикой пролетарских властей в области культуры, но быстро понял полную несовместимость с нею и отошел от работы в местных советских учреждениях.

Долгие годы жил в глухой деревне Шаблово под постоянным негласным надзором. Период его наиболее активной творческой деятельности можно определить только по косвенным сведениям: первая треть XX века.

Умер в нищете и безвестности».

Р.Е.Обухов. Краткая биографическая справка из книги «Е.В. Честняков. Сказание о Стафии – Короле Тетеревином», М.,МЦР, 2007 г.

 

«…- Надо, чтобы (человек) радость, освобождение от суетности чувствовал, а не бремя. Его и так есть. Искусство должно возвышать нас, очищать от наростов не грубостью показа, а возвышенностью души, - так говорил.

…Он был огромнее и мудрее людей, которые умаляли его поиски и работы, не пускали на здравое осмысливание его талант, его постоянный, кропотливый, подвижнический труд художника, поэта и правдоискателя.

Самобытен и могуч был этот человек-художник, как и вся природа далеких  таежных деревень в верховьях Унжи-реки…

Правду о его жизни и все, что связано с его самобытным, подвижническим служением искусству для народа, люди должны знать».

   А.Г. Громов «Непризнанное призвание»

 

 

 

«…Шабловский мастер был глубоко убежден в том, что искусство – и единственно оно! – может не только проникать во все тайны жизни человека и природы, но и совершенствовать, преобразовывать саму жизнь. Он верил, что искусства, а в это понятие он включал живопись, архитектуру, музыку, театр, песни, народное творчество и пр., силой своего воздействия способны сделать возвышеннее, чище самого человека, общество в целом. Именно здесь, в родной стороне, для него гармонично совпадали красоты природы, уклад крестьянского быта и свойственное шабловскому мечтателю сказочное, опоэтизированное восприятие вещей».

 

«Фантазия, - пишет Честняков, - она реальна; когда фантазия сказку рисует – это уже действительность… И потом она войдет в обиход так же, как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия. И если идея есть о переселении на другие миры, например, то и она осуществится. И те люди, которые в идейном мире от земли не подымаются, они отстали… Гляди вперед и покажи твои грезы, и по красоте твоих грез ты займешь свое место…»

В. Игнатьев, Е. Трофимов «Мир Ефима Честнякова», М., 1988 г.

    

         «Социальная революция 1917 года в России, с ее старым социологическим пониманием, ставила, в основном, перед собой материальные задачи и пренебрегала духовным смыслом грядущего нового мира. Новое космическое мышление, которое зарождалось в поле духовной революции Серебряного века русской культуры, было чуждо руководителям и участникам революции социальной. В результате обе эти революции, совпавшие во времени и пространстве, оказались резко противоположными друг другу не только по идеологии и целям, но и используемым средствам. Те, кто представлял духовную революцию, - поэты, художники, философы, пророки – звали к восхождению и говорили о духовных крыльях нового мира. Те же, кто участвовал в социальной революции, искали новый мир на окровавленной земле среди обломков старого мира.

В апокалиптической ночи шла борьба между крылатыми, звавшими вверх, - туда, откуда на Землю лился свет Высокого Инобытия и сверкала лиловая звезда нового творчества, - и бескрылыми, не признававшими ничего, что не укладывалось в рамки их плоского мышления. Первая схватка между ними кончилась поражением крылатых, их трагической гибелью, их жертвоприношением». (Цитата из книги Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь красоты», М., МЦР, 2001 г.)

В этой схватке на стороне крылатых сражался костромич, сын крестьянина, художник и поэт, скульптор и писатель, мыслитель и праведник – Ефим Васильевич Честняков. Не погибло его искусство, оно воскресло, как Феникс из пепла, и призвано в наше время на ристалища духовных сражений.

По многим тропам идут воители на зов Красоты.

Борьба продолжается…»

                                                 Р.Е. Обухов. Вступительная статья из книги «Е.В. Честняков. Сказание о Стафии – Короле Тетеревином», М., МЦР, 2007 г.

 

 …после смерти

Умер Е.В.Честняков 27 июня 1961 года. Похоронен на кладбище в селе Илешеве, что в пяти километрах от Шаблова вверх по Унже.

 

Его искусства, не востребованные при жизни и  оставшиеся без присмотра после смерти художника, разобрали по своим домам земляки, а что осталось - увезла в Кологрив племянница Ефима – Галина Смирнова. 

Прошло семь лет.

С середины 60-х годов прошлого века молодой директор Костромского музея изобразительных искусств Виктор Яковлевич Игнатьев (1938-1999 гг.) организует ежегодные научно-изыскательные экспедиции по Костромской области. Летом 1968 года одна из таких экспедиций, оказавшись в Кологривском районе, обнаружила в деревне Шаблово живописные работы неизвестного художника Ефима Честнякова.

Участники экспедиции – главный хранитель музея Владимир Макаров, старший научный сотрудник Вера Лебедева, художник-реставратор Геннадий Корф и шофер Алексей Сабуров успешно выполнили миссию, им предназначенную законом высшей справедливости.

 

    Потом были новые экспедиции на  родину  Честнякова,   возглавляемые В.Я. Игнатьевым (1971,1975, 1977, 1979, 1983, 1988гг.), неожи­данные находки  и  открытия. Постепенно перед   исследователями   открывался  мир  Ефима  Честнякова – мир   оригинального   творчества, мир доброй красоты и духовности, мир возрожденного единства с Матерью-природой, где любовь и чистое  сердце  были  ключами  к дверям, ведущим  в  ее незримый храм.

Спасенные от неминуемого исчезновения живописные работы Честнякова нуждались в реставрации.  С этой труднейшей задачей прекрасно справились московские реставраторы (С.В. Ямщиков, С.С. Голушкин и др.)

И, наконец, пришло признание, сначала на Родине, затем в Европе. Об этом ли мечтал Ефим Васильевич всю свою жизнь? Пожалуй, не об этом. Не слава была ему нужна, а возможность трудиться на Общее Благо на ниве универсальной крестьянской культуры и тем самым вести людей к Свету. 

В1988 году в деревне Шаблово по инициативе В.Я. Игнатьева был установлен памятный камень.

 

 

В 1999 году начинается новый этап в работе с наследием Е.В. Честнякова  и разворачивается работа над осуществлением его замыслов.

 

 

 В том году вышла в свет книга «Ефим Честняков. Поэзия», подготовленная к изданию Р.Е. Обуховым на основе материалов собранных В.Г. Поваровым; в Костроме был создан «Культурно-просветительский центр Е.В. Честнякова» (директор - Р.Е.Обухов (1999-2000гг.), Л.Н.Гладких (2000-2008гг.)); появлись планы возрождения деревни Шаблово и строительства там мемориального комплекса, посвященного Честнякову (см. раздел «Начало. Шабловский проект»).

В 2000 году в урочище Шаблово после долгих лет запустения и безлюдья приехали Александр Михайлович Матюхин и Руслан Евгеньевич Обухов, чтобы возродить деревню и воплотить мечты Честнякова в жизни.

 

«Ушел старик в мир грез и сказок - осиротела Шабала.

Деревня долго не стояла и тихо следом умерла.

Казалось, нет уж возрожденья для жизни праведной основ:

Трава по пояс, запустенье, скелеты рухнувших домов,

Людских не слышно голосов…»

 

В 2001 году из Костромы в Шаблово самостоятельно переезжает приемная семья Матюхиных. Начало образования детской деревни.

 

В 2002 году в Шаблове на Дне Памяти Е.В. Честнякова Руслан Евгеньевич Обухов призвал собравшихся людей начать сбор денег на строительство Дома-музея Честнякова. Была создана инициативная группа. Казначеем выбрали Зою Ивановну Осипову – кологривского краеведа, которая с детских лет знала Честнякова.

 

 

Спустя некоторое время  общественную инициативу поддержали материальными и финансовыми ресурсами областная и районная администрации (В.А. Шершунов, И.Т. Шевченко и др.).

В 2004 году в деревне Шаблово был торжественно открыт Дом-музей Е.В.Честнякова. Первым директором стала Марина Юрьевна Матюхина.

 

За 2002-2008 гг. население Шаблова постоянно увеличивается.

 

2007 год. Международный Центр Рерихов (г. Москва) выпустил книгу Е.В. Честнякова «Сказание о Стафии – Короле Тетеревином», составленную по авторским рукописным текстам Р.Е. Обуховым.

2008 год. Международный Центр Рерихов (г. Москва) выпустил книгу воспоминаний земляков Е.В. Честнякова под названием «Пути в избах. Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове». Автор и составитель Р.Е.Обухов.

В январе 2008 года Дом-музей Е.В.Честнякова стал мемориальным отделом Кологривского краеведческого музея в составе Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника. Назначен новый директор.

 Общественная инициатива и энергия натолкнулись на чиновничье равнодушие и непонимание особенностей деревенского уклада жизни и заветов  Е.В. Честнякова. Идею Честнякова об универсальной крестьянской культуре пытаются запереть в «прокрустово ложе» музейных шаблонов и штампов. У Музея Честнякова другая цель и иные способы ее достижения. О том не мешало бы спросить чиновникам от культуры у инициаторов создания этого Музея.

В июне 2008 года в деревне Шаблово создан «Народный дом Чудесный яблок» (А.М. Матюхин, М.Ю. Матюхина).

 

А.И. Горский


   
Сайт создан в системе uCoz